Репост этой статьи был размещен на портале журнала «Навигатор ювелирной торговли» - njt.ru Редакция нашего издания получила отзыв на материал одного из читателей. Его мнение по поводу затронутой в материале проблемы мы решили опубликовать на страницах нашего журнала.
Владимир Алексеевич ГРИШИН, генеральный директор ООО «Фактория», изобретатель СССР, издатель книги «Производство драгоценных металлов»
Читая новостные ленты различных интернет-изданий, предоставляющих информационные площади представителям организаций, не связанных напрямую с оборотом драгоценных метал-лов, складывается впечатление, что рынок драгметаллов настолько неуправляем и криминален, что только методами силового давления и регулирования его можно привести в нормальное состояние.
Мотивом для написания этой статьи стало прочтение репоста «Навигатора ювелирной торговли» публикации «Российской газеты» о необходимости лицензирования в сфере оборота драгоценных металлов, в частности такой деятельности, как скупка лома и отходов драгоценных металлов у населения и переработка лома и отходов драгоценных металлов.
Давайте разберемся, так ли уж плохи дела в этой отрасли. И если плохи, то каковы причины этих явлений и как их можно устранить? И что может решить лицензирование?
Для этого рассмотрим жизненный цикл драгоценных металлов, начиная от момента их поступления на рынок или движения мимо рынка и заканчивая их реализацией в виде продукции потребителю.
Каждый этап будем анализировать по следующим аспектам:
■ сам процесс, разрешительные документы;
■ возможность криминала (причины);
■ налоговая нагрузка;
■ нагрузка контролирующих органов: лицензирование, его особенности;
■ что можно и нужно исправить. Во-первых, определимся с терминологией. Источников образования драгоценных металлов всего два: минеральное и вторичное сырье. Других нет.
Также следует отметить, что драгоценные металлы, добытые из недр, как правило, имеют очень долгую жизнь и даже не одну. Извлечение их из вторичного сырья начинает новый жизненный цикл. Поэтому количество драгоценных металлов в мире ежегодно увеличивается, за тем небольшим количеством технологических потерь при производстве и естественном износе в эксплуатации.
Итак, первый источник драгоценных металлов - минеральное сырье. Добыча драгоценных металлов осуществляется недропользователями, получившими лицензию на право... И вот тут появляются нюансы.
Прежде чем начать промышленную добычу драгоценных металлов, нужно провести разведку, то есть составить геологическую карту местности с указанием, где и в каком количестве находятся драгоценные металлы и какой тип месторождения разведан: рассыпное или коренное. На такую деятельность выдается лицензия. Но права добычи драгоценных металлов она не дает. Однако, проведя разведку, недропользователь становится обладателем проб грунта, которые он обязан исследовать на предмет содержания драгоценных металлов. А они там есть, иначе никто не стал бы заниматься разведкой!
Тривиальный вопрос: драгоценные металлы в руках есть, но реализовать их нельзя! Ни один аффинажный завод не примет такое сырье в переработку без предоставления лицензии на право добычи драгоценных металлов и квоты на объем этой добычи. Нужно ли объяснять, каков путь этих драгоценных металлов? А ведь при разведке коренных месторождений можно найти самородки вполне достойных размеров! Хорошо если при оформлении лицензии на разведку удается «получить» разрешение на попутную добычу полезных ископаемых и квоту на объем! Но это удается не всем и не в первый год разведки.
Вот вам первый источник криминального металла, спровоцированный законодательством! Хранить добытые драгоценные металлы недропользователь также не имеет права. И поэтому он стремится избавиться от такого металла любыми способами.
Нужно срочно принять меры к тому, чтобы подобного рода металл получил легальный статус! Одним источником криминального металла станет меньше.
Решает ли лицензирование описанную ситуацию? Как видим, нет!
Отмечу, что настоящая статья написана исходя из принципа, что честных людей большинство. И вот этому большинству не интересно придумывать схемы ухода от налогов и совершать противоправные поступки. Закон не должен провоцировать человека на преступление! Если же в законе будут неоднозначные трактовки или пробелы, не учитывающие реальной жизни, преступления будут совершаться, и в большом количестве.
Второй источник драгоценных металлов -вторичное сырье, то есть лом и отходы драгоценных металлов.
И снова терминология: Лом - это изделия любого типа, потерявшие свою потребительскую ценность, содержащие драгоценные металлы. Отходы - это материалы, содержащие драгоценные металлы, образовавшиеся в процессе любого производства.
Источниками лома могут быть как физические, так и юридические лица. Источниками отходов могут быть только юридические лица.
Для понимания того, в каком направлении нужно развивать законодательство (лицензирование в частности), прежде всего нужно знать историю развития отрасли. Поэтому -небольшой исторический экскурс.
До 1991 года оборот драгоценных металлов полностью был прерогативой государства. Были определены промышленные предприятия, которые получали в плановом порядке драгоценные металлы для выпуска продукции по профилю предприятия. Отходы, содержащие драгоценные металлы, образующиеся в процессе производства этих предприятий, отправлялись на регулярной основе на соответствующие аффинажные заводы. Каждый аффинажный завод имел свой профиль и перерабатывал отходы строго определенного типа:
■ Красноярский завод цветных металлов - отходы, содержащие металлы платиновой группы.
■ Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов - первый в России аффинажный завод, открытый в 1916 году. В последние годы советской власти главным образом специализировался на выпуске продукции из драгоценных металлов самого широкого ассортимента.
■ Щелковский завод вторичных драгоценных металлов - отходы, содержащие золото свыше 5% и серебряно-цинковые аккумуляторы, отходы кинофотоматериалов. В состав завода входили восемь региональных отделений «Медтехника», обеспечивающих сбор и первичную обработку фиксажных растворов, рентгеновской и кинофотопленки.
■ Кировоградский медеплавильный комбинат - отходы, содержащие золото менее 5% и прочие попутные драгоценные металлы содержанием менее 5%.
■ Новосибирский аффинажный завод - отходы, содержащие серебро.
■ Мончегорский комбинат «Североникель» - отходы, содержащие драгоценные металлы в предельно минимальных количествах. Услугами этого завода пользовались вышеперечисленные аффинажные заводы, отправлявшие туда свои отходы производства, содержащие драгоценные металлы, которые извлечь собственными технологиями аффинажных заводов было невозможно.
Кроме того, были предприятия, выпускающие продукцию определенного направления, которые, не имея статуса аффинажного предприятия, имели право на переработку отходов, образующихся на предприятиях, потребляющих их продукцию:
■ Московский завод специальных сплавов - продукция из золота и серебра различного назначения.
■ Завод имени П.Л. Войкова, сегодня ОАО «Аурат» - химическая продукция, содержащая драгоценные металлы.
Конечно, все аффинажные заводы кроме основной своей деятельности выпускали продукцию из драгоценных металлов определенного ассортимента.
Таким образом, рынок драгоценных металлов состоял из четырех субъектов:
■ предприятие - производитель изделий из драгоценных металлов;
■ предприятие - производитель продукции из изделий драгоценных металлов;
Источником поступления драгоценных металлов на предприятия - производители изделий из драгоценных металлов было Государственное хранилище ценностей СССР (Гохран СССР) при Министерстве финансов СССР.
Как видим, движение драгоценных металлов, поступающих и уходящих от промышленных предприятий, было предельно простым. Физические лица из этого процесса как субъекты были исключены полностью. Их функция была чисто исполнительская.
Теперь о физических лицах. В социалистические времена в торговлю поступали ювелирные изделия, предметы бытового назначения: столовая посуда, предметы интерьера, аксессуары, а также изделия зубопротезирования. Пожалуй, это все виды товаров из драгоценных металлов, которые мог иметь советский человек. Избавиться от этих предметов он мог, обратившись в ломбард или в скупку, которая осуществлялась предприятиями торговли системы Министерства торговли СССР, имеющими специальное разрешение Инспекции пробирного надзора Министерства финансов СССР, выдаваемое при наличии необходимых условий для приемки, хранения и продажи этих изделий.
События 1991 года дали толчок не только к развалу СССР, но и к уничтожению промышленных предприятий СССР. Оставшиеся без работы люди тащили с предприятий все, что можно было унести, в том числе активно демонтировали вычислительную и прочую технику, содержащую драгметаллы. Основной поток техники уходил в страны Прибалтики, изрядная доля радиодеталей перерабатывалась вьетнамскими химиками прямо в жилых домах Москвы.
И чтобы как-то упорядочить происходящее, было издано Постановление правительства РФ от 25 июня 1992 г. № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней».
Согласно этому постановлению В целях обеспечения эффективного использования, строгого учета, сохранности и полноты сбора драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в ломе и отходах, и вовлечения их в активный оборот правительство Российской Федерации постановляет: 1. Разрешить сбор и первичную обработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней всем юридическим лицам и гражданам Российской Федерации на основании регистрационных удостоверений, выдаваемых Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.
Фото: myfranch.ru
Вот эту дату, 25 июня 1992 года, можно считать датой рождения российских предприятий-заготовителей. Текст этого постановления официально опубликован не был! В настоящий документ были внесены изменения Постановлением правительства РФ от 14 декабря 2006 года № 767.
Те, кто скупал электронный лом, всеми правдами и неправдами получили право делать это на законных основаниях. Скупка лома производилась за копейки, продажа в Прибалтику давала небольшую прибыль. Продажа лома на аффинажный завод давала прибыль большую в несколько раз!
Поэтому те, кто успел первыми выйти на официальный рынок, получили хороший финансовый бонус! Но одновременно заготовители столкнулись с неожиданной проблемой: аффинажные заводы России не были готовы к такому потоку лома как в финансовом плане, так и в технологическом.
Оказалось, что на зарубежных аффинажных предприятиях условия переработки значительно привлекательнее, чем условия российских предприятий: по срокам переработки, по степени извлечения, по стоимости услуг по переработке лома и отходов. Например, стоимость услуг по аффинажу палладия составляла около двух долларов в России, а в Италии - несколько центов! При мировой цене на палладий три доллара! Естественно, все платиноиды пошли за рубеж. Тем более что одновременно был разрешен вывоз лома драгметаллов на переработку в страны Европы и США. Процедура вывоза лома на зарубежные аффинажные заводы была предельно простой! Российские аффинажные заводы остались без изрядного объема работы на долгий период времени.
Получение регистрационного удостоверения, выдаваемого Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, было непростой и трудоемкой задачей, но решаемой в разумные сроки и за разумные деньги. Система была разрешительной, то есть необходимо было выполнить ряд требований для получения удостоверения. Выдачу лицензии на сбор и первичную обработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней постановление не установило.
Проверки деятельности предприятий-заготовителей осуществлялись территориальными пробирными инспекциями Государственной пробирной палаты России. Проверки проводились в плановом порядке, очередность устанавливалась руководством территориальной инспекции. Как участник таких проверок могу отметить высочайший профессионализм инспекторов, представлявших пробирную инспекцию. Проверки проводились не с целью выбить из предприятия максимально возможный штраф, а для того чтобы помочь предприятию организовать работу в соответствии с законодательством и решить технологические проблемы по переработке лома и отходов. А после проверки можно было в любое время обратиться к инспектору за консультацией по возникающим вопросам в процессе работы и всегда получить конструктивный ответ. Таков был менталитет контролеров, воспитанных в Советском Союзе. Даже попасть на прием к руководителю Пробирной палаты России было не самой сложной задачей.
Типовой административный штраф при обнаружении недостатков в работе предприятия составлял 100 рублей и 30 дней на предоставление отчета об исправлении замечаний, обнаруженных в процессе проверки.
Теперь о криминальной стороне деятельности предприятий-заготовителей, о которой пишут, говорят, но причин и существа преступлений никто не называет. Кто-то стоит на позиции старой русской поговорки: не своруешь - не продашь, кто-то считает, что драгоценные металлы нельзя не украсть, кто-то считает всех бизнесменов ворами и преступниками по определению. А вот что реально происходит на рынке переработки лома и отходов и каковы причины происходящего -мало кто знает.
Вот несколько фраз из статьи «Российской газеты», которые трудно понять:
«Ежегодно на российском рынке не учитывается около 40 тонн драгоценного металла!»
Если известно, сколько не учитывается, то, значит, учитывается! Только кем и как?
«Проследить, что, куда и с какой целью ушло, невозможно!»
Эмоциональная и совершенно неконструктивная фраза!
«Из-за отсутствия лицензий на скупку драгоценностей и лома невозможно сказать на-верняка, законно используют драгоценный металл или нет!»
А как лицензия наверняка даст возможность узнать, что и куда ушло? Что и куда ушло можно узнать и сегодня по книге учета драгоценных металлов и бухгалтерской отчетности. Никакая лицензия не поможет узнать, что прошло мимо склада!
«По факту неизвестно, чем заняты тысячи организаций, скупающих драгоценные ме-таллы и камни у населения, с какой целью они это делают...»
Это просто оскорбление нашей страны и действующего законодательства! Если в стране тысячи предприятий занимаются неизвестно чем!
«...а вариантов тут масса - от законной переработки и повторного введения в оборот до перепродажи, в том числе на экспорт, ювелирных изделий и ценностей под видом лома!»
А разве законная переработка и повторное введение в оборот - это преступление? А кто-то считает, что вывезти за границу лом ювелирных изделий проще и выгоднее, чем сами изделия? А кому можно продать ювелирные изделия под видом лома и зачем?
И на основе этих высказываний разных людей рождается консолидированная мысль, что лицензирование поможет решить проблемы криминального оборота драгоценных металлов?!
Нет, уважаемые господа! Лицензирование этих проблем не решит. Лицензирование сократит количество действующих предприятий, число которых и так уменьшается естественным путем из-за падающего спроса на ювелирную продукцию, из-за увеличивающейся неплатежеспособности населения. Основная масса людей, ушедших с официального рынка, пополнит ряды черного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, и криминальность рынка только возрастет.
Проблемы криминала лежат совершенно в иной плоскости.
Учет драгоценных металлов на предприятиях общего профиля - экономически не целесообразная процедура. Организация учета драгоценных металлов в современных компьютерах и оргтехнике, стоящих на балансе какой-нибудь торговой организации, даже очень крупной, не говоря уже о малых и микро предприятий, экономически невыгодная задача:
■ кому поручить выявление, в какой технике драгоценные металлы содержатся, а в какой нет;
■ кто будет заниматься демонтажем списываемой техники;
■ кто будет искать организации, принимающие такую технику;
■ кто будет отвечать за правильность расчета себестоимости извлеченных узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы;
■ кто будет выполнять прочие сопутствующие работы: отчетность по сдаче лома.
За все это нужно платить заработную плату, иметь сотрудника, разбирающегося в данном вопросе. Закон этого требует! А выгода от реализации списанной техники - максимум несколько тысяч рублей. Это при большом объеме техники. А если это одинокий принтер? Оформлять документы на реализацию лома, чтобы получить 50 рублей? Бумага и зарплата обойдется дороже! Его проще выбросить на помойку и закрыть вопрос. Что и делают большинство предприятий и частных лиц. Культура сдачи электронного лома в утилизацию пока еще в нашей стране не сформирована.
Вот и появляется бесхозная техника, содержащая драгоценные металлы. Но, как я говорил ранее, драгметаллы не исчезают! Всегда найдется дворник, который разберет оргтехнику, а если мусор увезут на полигон, то бомжи, обслуживающие этот полигон, разберут этот долгожданный «кусок хлеба» на составные части по всем правилам. На любом полигоне можно купить за наличный расчет тонны электронного лома. Там тем более никого не интересует учет драгоценных металлов. И оформлять документально продажу лома тоже никто не будет, да и нет оснований. Нет его на учете! Этот лом обязательно попадет либо на предприятие-заготовитель, либо в компанию, имеющую лицензию на утилизацию.
Конечно, за наличный расчет! И скорее всего без оформления документов на реального поставщика, так как закон запрещает скупать у физических лиц техническую продукцию, содержащую драгоценные металлы. Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий». Преступление? Да! Надо ли с этим бороться? Думаю, нет. Люди сохранили драгметаллы и дали им вторую жизнь! Им надо ставить памятники, не посмертно, конечно. Нужно искать способы легализовать описанную ситуацию! А не заставлять людей самостоятельно придумывать схемы легализации, а потом их штрафовать и сажать.
Решает ли существующая система лицензирования утилизации техники защиту от криминального оборота драгоценных металлов в описанном примере? Как видим, нет. Проблема существует!
Система региональных отделений «Медтехники», принадлежавших Щелковскому заводу вторичных драгоценных металлов, ликвидирована. Теперь сдача рентгеновской пленки и фиксажных растворов практически для всех медучреждений стала большой проблемой. Раньше подразделения «Медтехники» по графику объезжали медучреждения своего региона и собирали растворы и пленку. Везти самостоятельно пленку, а тем более растворы медикам не по карману!
Поэтому они списывают отходы любыми способами, а отработанные растворы и пленку продают заезжим сборщикам, не имеющим, как правило, прав на сбор отходов драгметаллов. Конечно, за наличный расчет! Стоимость этих растворов копеечная: один литр раствора содержит максимум 4 грамма серебра. Закупочная цена 5 рублей за грамм. Литр - 20 рублей. Бензин и транспорт обойдутся дороже.
Раньше отходы перерабатывались на предприятиях «Медтехники» в заводских условиях. Сегодня растворы и пленка также попадают на предприятия-заготовители. И перерабатываются в жутких цехах и в бесчеловечных условиях. На переработку кинофотоматериалов необходима специальная лицензия, так как этот вид отходов считается опасным для хранения с точки зрения пожарной безопасности! Склад загоревшейся пленки может просто взорваться.
Сегодня только три предприятия имеют разрешение на переработку кинофотоматериалов. Остальные работают на свой страх и риск. Ни один аффинажный завод жидкие отходы не принимает в переработку. И куда их девать?
Нужно искать пути сделать рентабельной такую деятельность, а если таких путей нет -дотировать этот вид деятельности, чтобы ликвидировать возможность преступлений. Ведь за исполнение закона должны отвечать не только субъекты, осуществляющие непосредственные действия, но и государство. И оно должно обеспечить исполнение этих законов. Если в Советском Союзе государство устанавливало порядок сбора драгоценных металлов и считало это важнейшей государственной задачей, оно создавало и предприятия, и условия выполнения ими установленного порядка. И отвечали за это не простые граждане, а руководители предприятий и отрасли.
Решает ли лицензирование задачу защиты от криминального оборота драгоценных металлов? Как видим, не решает! Лицензии на этот вид деятельности существуют! Думаю, что приведенных примеров достаточно для осмысления возможностей лицензирования в части борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов.