- С чего начать структурирование бизнеса? Этапы
- Основания для отмены решений о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ в первой инстанции
- Прибыль – собственнику, а риски делим с генеральным директором. Что делать?
- Почему у ФНС хватит ресурсов на администрирование перехода на ОСНО целой ювелирной отрасли?
- Дорожная карта защиты активов
Зачем это нужно?
К прочтению: собственникам бизнеса
Автор: Олег КИМЯШОВ – практикующий эксперт в области сохранения бизнес-активов и личного имущества с многолетним опытом. Бизнес-образование MBA Executive. Спикер отраслевых конференций, автор статей по безопасности бизнес-активов, личного имущества и защиты субсидиарной ответственности. Основатель и руководитель проекта «Антихрупкость бизнесмена».
Ювелирные компании в связи с введением НДС бросились изменять структуру бизнеса для налоговой оптимизации.
Без легенды по деловой цели и без ее подкрепления фактами возникает высокий риск обвинения в дроблении и доначисления налогов.
Зачем нужна деловая цель и что нужно? Поговорим в этой статье.
В статье «С чего начать структурирование бизнеса? Этапы» мы описали общий алгоритм действий при планировании изменения структуры бизнеса. Но бизнес и структура активов имеют индивидуальные условия, и собрать пазл конечных инструментов один для всех нельзя. Общий же алгоритм дает возможность не забыть про ключевые моменты и учесть их в планировании.
Деловая цель позволяет доказать в ФНС или суде, что компания не имела намерения только оптимизировать налоги. Это стало побочным эффектом правильного применения законных инструментов.
Основными темами деловой цели могут быть:
• Маркетинговые цели. Выход на новые рынки, работа с новыми продуктами, увеличения качества услуг клиентам или предоставление новых.
• Оптимизация внутренних процессов с целью экономии средств. Для текущих клиентов ничего не меняется, но повышается прибыль компании. В том числе обоснованием может быть выделение отдельного подразделения, которое начинает оказывать свои услуги внешним клиентам.
• Требования внешних контрагентов (банки, корпоративные клиенты, госзаказчики). Согласно их требованиям, у компании должны быть определенные активы или низкая долговая нагрузка. Сейчас популярно создавать отдельные импортирующие компании в связи с санкционными рисками.
• Изменения структуры владения бизнесом или управления между партнерами. Нормально, когда владельцы решают разделить заработанные активы между собой или определить отдельные зоны управления и оперативного контроля. Для реализации этих целей они меняют и юридическую структуру, чтобы были законными права и обязанности.
• Мотивация топ-менеджмента компании с помощью участия в прибыли и повышения ответственности. Например, владелец думает закрыть часть магазинов, которые приносят убыток, недостаточно прибыльны или сложны в удаленном управлении. Топ-менеджер может прийти с предложением взять на себя дополнительную ответственность за развитие этих точек, за открытие новых точек, договорившись о бонусе в виде участия во владении и прибыли.
Итак, вы определились с деловой целью и запустили реализацию, просчитав попутно, какие инструменты вы можете использовать для налоговой экономии. Чтобы было меньше претензий со стороны контролирующих органов, необходимо фиксировать, какие улучшения для бизнеса вы получили в результате реорганизации кроме налоговой выгоды.
Не нужно упускать из виду признаки дробления, о которых вы уже знаете:
• отсутствие расходов у новых юридических лиц, которые соответствуют хозяйственной деятельности;
• контроль финансовых потоков всех компаний одним лицом – при необходимости это оформляется через управляющую компанию;
• формальность взаимоотношений.
Пример: по документам товар поставляется от оптовой компании розничному подразделению. А по факту везется в розницу напрямую от поставщика или таможенного брокера. Должны быть доказательства реального перемещения согласно документам –путевые листы, акты приемки-передачи товара.
Как не упустить контроль над активами при привлечении новых участников в бизнес?
Помимо доверия к подобранным кандидатурам законодательство позволяет обеспечить высокий уровень юридического контроля. Корпоративные договоры, опционы, наследственные договоры и залог доли практически на 100% решают такие вопросы. Предприниматели привыкли к контролю в личных отношениях, и именно в таких ситуациях чаще всего возникают недопонимание и конфликты. Поэтому обязательно нужны письменные договоренности. И нельзя не разобрать юридические инструменты. Подробно мы остановимся на них в следующих материалах.
Дополнительные бонусы структурирования
В процессе такого сотрудничества вы также можете проговорить и прописать с партнерами ваши договоренности, если пока работаете на старых устных. Бизнес развивается, личные приоритеты участников меняются и полезно договоренности обновлять.
Возраст некоторых собственников ставит вопросы о наследовании. Мы считаем, что ответственность текущих собственников – не допустить конфликтных ситуаций между наследниками (особенно для детей от разных браков) и ущерба для сохранения и развития бизнеса. Об инструментах и рисках мы также расскажем в следующих материалах.
Кому прямо сейчас нужна помощь, можете обратиться к специалистам проекта «Антихрупкость бизнесмена» за консультацией или сопровождением по телефону: 8 (495) 740-28-84, почте: info@ahbusiness.ru, в Телеграм: @okimyashov
Олег КИМЯШОВ, основатель проекта «Антихрупкость бизнесмена»
«Проект «Антихрупкость бизнесмена» создан на основе моего личного опыта как бизнесмена, историй моих друзей и десятков предпринимателей, которым наша команда спасала активы.
Проект направлен на смену приоритета – с тушения пожара на планомерную работу, которая поможет его избежать. Больше половины проблем вытекает из игнорирования или непонимания бизнесменом своих рисков, а не ошибок его команды или привлеченных экспертов.
Как правило, бизнесмен не имеет возможности тратить столько времени, сколько тратят наши аналитики на анализ внешних рисков. В нашем проекте мы:
• даем дополнительную сжатую информацию о важных изменениях за пределами его компании и рынка;
• помогаем выстроить точки контроля рисков в бизнесе и личных активах;
• даем инструменты снижения рисков, решаем индивидуальные задачи и, конечно, тушим пожары, так как независимо от наших рекомендаций не все им следуют.