Еще в рубрике
- Звериный стиль
- Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
Самое популярное:
Настоящей публикацией мы открываем рубрику, посвященную традициям и технологиям ювелирного дела в России, секретам отечественных златокузнецов. Русское искусство развивалось в одном русле с традициями других народов, населяющих Россию.
Русские мастера создавали ювелирные шедевры для государей всея Руси, не уступавшие произведениям из сокровищниц европейских владык.
В рамках рубрики мы постараемся показать разнообразие техник, которыми виртуозно владели и продолжают владеть русские ювелиры, поговорим о самобытных школах, направлениях и промыслах. В нашем поле зрении окажется и творчество современных авторов, ищущих новые формы и материалы для создания уникальных украшений.
В этом номере мы решили кратко рассказать о техниках, составляющих универсальный арсенал ювелира. Основные технические приемы создания изделий из драгоценных металлов не меняли своей сути на протяжении столетий. Почти в одних и тех же словах они описаны в I веке н. э. римлянином Плинием, в XI веке – немецким монахом Теофилом, в XVI столетии – итальянским скульптором Бенвенуто Челлини, в XVII-XVII веках – русскими мастерами, составившими рукописные руководства для златокузнецов. И хотя современное производство располагает куда большими возможностями, сама техника кардинально не изменилась, а сложные механизмы, упростившие трудоемкую работу, не смогли заменить руки мастера, создающие уникальные ювелирные шедевры. Украшения не стали более искусными оттого, что некоторые операции их производства доверили машинам-автоматам. Античная скань, древнерусская чернь или перегородчатая эмаль так и остались непревзойденными.
Для изготовления одного и того же украшения мастеру требуется владение разными техниками. С помощью одних приемов создается форма, с помощью других – изделие покрывается узором, заключительная отделка также требует знания определенных хитростей. Какие приемы будут применены – определяет традиция, профессиональное мастерство и фантазия ювелира.
Ковка – одна из древнейших техник обработки металлов, использующая пластичность металлов – их способность, не ломаясь, растягиваться, уплотняться, приобретать упругость под ударами молотка. Это свойство разные металлы проявляют по-разному. Серебро подвергается ковке как в холодном, так и разогретом виде. Для золота применяется холодная ковка. Для ковки требуются наковальня и набор молотков. Цельные кованые украшения (гривны, серьги, браслеты) сегодня встречаются только среди архаичных традиционных украшений разных народов. Гораздо чаще ковка служит подготовительным этапом для последующего использования других техник, например, чеканки.
Чеканка – способ формовки металла, при котором рельеф на листовом металле создается с помощью молотка и стального стержня-чекана. Мастер располагает целым набором чеканов с разнообразными боевыми частями (расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники-трубочки и пуансоны) и выколоточных молотков. В ювелирном деле чеканка обычно применяется для изготовления уникальных произведений: драгоценной посуды, шкатулок, корон и т. п. Родственной чеканке и ковке техникой является выколотка (или дифовка) – один из способов холодной обработки тонкого листового металла. Дифовка отличается тем, что мастер пользуется только выколоточными молотками, обходясь без чеканов. При создании браслетов, медальонов и других подобных изделий русские мастера применяли и способ тиснения (басмы). В комплект инструментов мастера входили разнообразные бронзовые пластины с резным углубленным узором (матрицы) и точно таким же, но выступающим узором (патрицы).
Резьба. В отличие от чеканки или тиснения, при которых узор выдавливается, в процессе резьбы поверхность металла рассекается стальными резцами-штихелями с косо срезанным на конце лезвием. Резьба может быть неглубокой в виде контурных линий, и тогда это гравировка, или с углубленным, специально «выбранным» фоном вокруг узора, в русском ювелирном деле подобная техника назвалась «оброном». С помощью резца можно сделать сквозной ажурный декор – резьба на проем. Сходный эффект достигается с помощью пробойников для просечки узоров (просечка). Резьба часто сочетается с другими декоративными приемами. В углубления, нанесенные на металл резцом, вводятся вставки, например, из кости (инкрустация) или тонкая золотая проволочка (насечка золотом). Резьба также может быть заполнена чернью или эмалью.
Техника чернения (чернь) заключается в том, что в бороздки углубленного декора втирается смоченный порошок, в определенных пропорциях включающий серебро, медь (или олово), свинец и серу. При обжиге чернь расплавляется, так как состоит из металлов, и прочно соединяется с основой (серебром или золотом). В разные периоды и у разных мастеров существовали различные составы черни, рецепты которых свято берегли от конкурентов. В русском ювелирном искусстве чернь достигла высочайшего художественного уровня развития еще XII веке, когда чернение по серебру стало любимой техникой городских мастеров. Чернью заполняли фон оттиснутого с помощью бронзовой матрицы рельефа. Светлый рисунок мерцал, словно на подкладке из черного бархата.
Возможно, самая «русская» по стилю декоративная техника, придающая изделиям особую нарядную живописность и фольклорный колорит – это эмаль. Она представляет собой особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов, который наносится на изделия подобно черни. Углубления под эмаль готовят разными способами.
Кроме резьбы (выемчатая эмаль), тиснения, литья (эмаль по рельефу), это могут быть напаянные на металл ячейки из плоской проволоки (перегородчатая эмаль). Искусство перегородчатой эмали занесли на Русь греческие мастера. Миниатюрные золотые вещицы украшались тончайшей эмалевой миниатюрой. Контуры рисунка создавались золотыми ленточками, напаянными ребром. В каждую образованную таким образом ячейку засыпали порошок цветной эмали.
Сложностью исполнения отличается прозрачная или оконная эмаль, заполняющая промежутки ажурного изделия, выполненного резьбой на проем или в технике скани. Еще одна разновидность эмали – эмаль живописная – однотонная стеклянная масса наносится на изделие и после обжига расписывается особыми эмалевыми красками.
Русское ювелирное искусство прославили и великолепные сканые изделия. Скань (от древнерусского скать – свивать) или филигрань (от латинского filum – нитка и granum – зерно) – ювелирная техника, предполагающая использование тонкой свитой проволоки для создания формы или декора изделия. Для скани годятся только чистые металлы – золото, серебро, медь, обладающие хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества делают возможными волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Тонкую проволочку для скани получают, протягивая сквозь отверстия в стальных пластинах (волочильных досках). Отверстия (фильеры) постепенно уменьшаются в диаметре, и проволакиваемая сквозь них проволока становится все тоньше и тоньше. Затем проволочка свивается в 2-3 нити, и, если того требует технология, пропускается через вальцы. Свитая скань может быть оставлена и в виде нерасплющенного шнура. Сканую нить выкладывают на поверхность заготовки или приклеивают к бумаге (если задумано ажурное изделие без основы), смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем, смешанным с бурой, кладут на кусок угля или алебастра и разогревают паяльной трубкой. Филигранные узоры напаивают на поверхность или спаивают между собой (бумага, естественно, сгорает). Напайная филигрань подразделяется на фоновую (филигранный узор напаивается на листовой материал), просечную или выпильную (после пайки участки фона вырубаются или выпиливаются), рельефную (сканый узор напаивается на чеканный или штампованный рельеф).
Ажурная филигрань также имеет разновидности: она бывает плоской (в виде кружева), скульптурно-рельефной и многоплановой (узор состоит из нескольких слоев филиграни и нижний является как бы фоном).
Вещи, выполненные в технике скани, почти всегда включают зернь (мелкие шарики-«зерна»), создающую особый декоративный эффект на металлическом кружеве. Чтобы при литье шарики зерни вышли одинаковыми, проволоку наматывают спиралью на железный стержень, а затем разрезают на отдельные колечки. Колечки оплавляют, разложив, например, на древесном угле или асбесте.
Литье издавна применялось в ювелирном искусстве. Русские мастера и в литейном деле достигли большого мастерства. Золото и серебро легко поддаются плавлению. Чтобы получить нужную форму, сначала изготавливают ее разъемную модель из жароустойчивого материала, куда заливают расплавленный металл. Отливки соединяют в цельное изделие, швы зачищают. Другой способ – «литье по восковой модели» – заключается в следующем: модель будущего изделия делается из воска, парафина или иного легкоплавкого материала, затем ее заформовывают в неразъемной жаростойкой массе. Нагревая, восковую модель выплавляют из формы через отверстие (будущий литник), а в полученную форму заливают расплавленный металл. При тщательной работе эта техника позволяет воспроизвести мельчайшие элементы модели.
Главным материалом в ювелирном деле всегда были золото и серебро, для дешевых изделий использовалась и медь. Ювелиры владели различными способами золочения. Один из древнейших способов заключался в набивании тонкого золотого листа на шероховатую поверхность изделия. Существовало амальгамное золочение горячим способом: золото грели в тигле, смешивая с ртутью, после чего амальгаму выливали в воду и удаляли излишки ртути. Полученной амальгамой ювелирные изделия равномерно золотили при нагревании. Со средины XIX столетия получило распространение золочение гальваническим путем.
Сегодня спектр металлов и сплавов, используемых в ювелирном искусстве, значительно расширился. Ювелиры, используя возможности высоких технологий, применяют гальваническое золочение и серебрение, родирование, оксидирование, матирование и другие способы обработки поверхности.