- Звериный стиль
- Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
В этом номере речь пойдёт ещё об одной ювелирной технике, позволяющей создавать лёгкие ажурные и очень эффектные украшения. С незапамятных времен ювелиры усвоили главное правило, от которого зависел успех профессионального мастерства: возьми малое количество драгоценного металла и сотвори из него как можно больше. Это в полной мере относится к технике скани. Иногда специалисты под сканью (от древнерусского «съкати» – «свивать», «сучить») подразумевают выгнутые из проволоки узоры, напаянные на основу. А филигранью (от латинского filum – «нить» и granum – «зерно») называют «ажурный» декор, спаянный из таких же узоров без всякой подкладки. Вряд ли такое разделение бесспорно. За время своего существования – а техника филиграни возникла ещё в древности – она приобрела самые разнообразные формы.
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Волочение проволоки. Изготовление филигранных украшений проходит несколько этапов. В первую очередь мастеру необходимо получить проволоку определённой толщины. Для вытягивания скани стараются использовать чистые металлы: золото, серебро, медь, содержащие мизерное количество примесей. Сплавы, обладающие меньшей пластичностью, затрудняют работу с филигранью. Иногда, в целях экономии, может быть использовано золото 958-й пробы и серебро 916-й пробы. Зернь можно вы плавлять из сплавов и более низких проб, а зернь, предназначенную для медных изделий, иногда плавят из латуни. Из медной проволоки делают недорогие изделия, которые покрывают позолотой или серебрят.
Если нет готовой проволоки, можно вытянуть проволоку из отливки. Для этого кусочек металла плавят в тигле и выливают в изложницу. Но чаще ювелир приобретает уже готовую проволоку. Если проволока недостаточно тонка, её протягивают сквозь фильеры (отверстия) волочильной доски. Волочильная доска, или циейзен (от немецкого zieheisen) представляет собой стальную закалённую пластину, с просверленными в ней отверстиями. Отверстия расположены рядами в порядке уменьшения диаметра.
Волочильную доску укрепляют в тисках. Заострённый напильником конец проволоки просовывают в соответствующую по диаметру фильеру волочильной доски, захватывают его плоскогубцами и плавно протягивают через отверстие, получая более тонкую проволоку. Для уменьшения трения проволоку смазывают маслом или натирают воском. Последовательно протягивая проволоку сквозь несколько фильер, добиваются уменьшения её диаметра. При этом необходимо запастись терпением и соблюдать осторожность. Проволока в процессе волочения быстро нагартовывается – делается жёсткой, и легко рвётся. Её приходится периодически отжигать, доводя до красного каления. После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5–10%), промывают и просушивают. Проволоку из чистого серебра и золота для придания ей ещё большей мягкости можно в горячем со стоянии опускать в чистую воду.
Для получения самой тонкой проволоки в качестве фильер употребляют про сверленные алмазы или корунды, через отверстие в которых протягивается про волока. Считается, что из одного грамма золота можно вытянуть тончайшую нить длиной свыше двух километров!
Сучение проволоки. Проволоку, предназначенную для скани, подвергают дальнейшей обработке. Например, сучат – свивают в две-три нити на специальном станке или с помощью электродрели. Раньше это делалось на скальнице – примитивном приспособлении, вращаемом рукой. Крутка сканного шнура должна быть достаточно сильной. Обычно скручивание филиграни происходит в два приёма, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобы придать ей необходимую пластичность.
Вальцевание скани. Сучёную скань часто превращают в плоскую ленточку, для чего её пропускают через вальцы. В процессе вальцевания «плющенку» отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Степень плющения скани бывает различной.
Доработка скани – плетение верёвок и кос. Филигранное изделие можновыполнять из глади – некручёной гладкойпроволоки круглого сечения, но тогдафактура изделия будет выглядеть слишком просто. Старинные сканные изделияили высокохудожественные произведения современных ювелиров отличаютсяразнообразной фактурой скани. В одном произведении могут сочетатьсяпроволоки различной толщины, чередоваться гладкая и сучёная верёвочкойскань, скань, расплющенная в виде полоски и заплетенная косичкой.
Простейший шнур может быть свит из двух круглых проволок, иногда различной толщины. Встречаются более сложные шнуры из трёх или четырёх проволок. Шнур, свитый из двух проволок, может быть сложен вдвое и вновь перевит. Для придания свитому шнурку необычной формы его можно раскрутить и в обратную сторону. Наконец, несколько проволок могут быть вручную заплетены косой. Иногда применяется приём, напоминающий изготовление нити для золотного шитья – канители: тонкую проволоку навивают на более толстую, создавая таким образом своеобразный сканный элемент. Кстати, именно поэтому в эпоху Екатерины II филигрань называли «золотой канителью».
РАЗНОВИДНОСТИ СКАНИ
Сканный декор может быть смонтирован различными способами. В зависимости от этого различают несколько разновидностей филиграни.
Напайная филигрань. При напайной филиграни узор, набранный из проволоки (гладкой или сучёной), напаивают не посредственно на листовой металл. Напайная филигрань будет называться фоновой или глухой, если узор напаян прямо на сплошную гладкую основу. Просечная, или выпильная филигрань отличается тем, что после пайки скани фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой. Рельефная филигрань по чеканке выполняется по заранее подготовленному чеканному рельефу.
Напайная филигрань может быть использована в качестве основы для перегородчатой эмали, а также под инкрустацию камнями или стразами (цветными стеклами)
Ажурная филигрань. В случае ажурной филиграни узор спаивается только из сканных элементов, без основы. Спаять выгнутые из проволоки детали узора на весу, естественно, невозможно, поэтому их приклеивают к бумаге, посыпают припоем и паяют обычным способом. Бумага сгорает, а завитки скани соединяются между собой.
Ажурная филигрань также имеет не сколько разновидностей. Она может образовывать металлическое кружево, вы полненное в одной плоскости. Просветы филиграни могут быть заполнены прозрачной эмалью, тогда филигрань превратится в «оконную», или «витражную» эмаль.
С помощью филиграни можно создать многоплановую объёмную поверхность, состоящую из двух и более слоёв скани, напаянных один на другой.
НАБОР СКАНИ
Как правило, орнамент набирается не из произвольных, а из однотипных элементов. Филигранный узор может быть собран из крутых завитков толстой проволоки, к которым припаяны более тонкие ответвления, закрученные на концах спиралями, заполняющими промежутки между крупными завитками. При другом способе узор составлен из определённых элементов: розеток, S-образных завитков, крючочков, ромбиков и т. п., что свойственно традиционным украшениям. Чем короче отрезок проволоки, тем проще подогнать его к рисунку. Выгибать из длинной проволоки сложные контуры не имеет смысла.
Художник, создающий проект филигранного изделия, должен разметить на рисунке все составные части и для каждой из них вычертить развертку. Для каждого элемента определяют толщину и вид проволоки – будет ли это скань, гладь или косичка.
Прежде чем приступить к набору скани, мастер заготавливает сразу все детали, из которых будет выкладывать сканный рисунок. Из проволочных заготовок выгибаются завитки, колечки, овалы и т. п. Делается это при помощи специального пинцета – корнцанга с заострёнными и слегка загнутыми внутрь концами. На современном производстве при изготовлении серийной продукции используют различные приспособления. Для навивки колечек применяют ригели – гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины (0,5–10,0 мм). Для формовки зубчиков используют специальные вальцы. Зубчатый край можно получить, если расплющить спираль, навитую на тонкий ригель. Другие фигурные формы– в виде лепестков розеток и т. п. – выгибают при помощи плоскогубцев с подпиленными рабочими концами. Работа выполняется на ровной пластине из цинка или алюминия.
ЗЕРНЬ
Сканные изделия не всегда, но довольно часто, украшают зернью – миниатюрными литыми шариками. В специальной литературе употребляется термин «корнер» – от искаженного немецкого слова korn, что означает «зерно». Техника зерни требует немалого усердия. Чтобы выплавить шарики, равные по величине, для начала нарезают проволоку одинаковыми кусочками. Для этого её наматывают на стержень, затем снимают и полученную спираль разрезают поперёк витков, получая колечки.
Сами шарики зерни можно получить двумя способами. В первом случае отрезки проволоки раскладывают на куске древесного угля, в котором сделаны не большие углубления, и накаливают на горелке. Расплавляясь, металл стекает в углубления, где и застывает ровными шариками. При более простом способе, кусочки проволоки, смешанные с угольной пылью, плавят в тигле. В традиционных украшениях вместо литой зерни иногда использовали «ложную», штампованную зернь.
ПАЙКА
Набранные по рисунку сканные детали закрепляются с помощью клея. Прежде, когда применяли в основном столярный клей, перед пайкой заготовку обматывали тонкой железной проволокой – биндрой. При пайке ажурной филиграни, приклеенные к бумаге узоры также привязывали к стальной пластине, предварительно на тёртой мелом, чтобы филигрань к ней не припаялась. Современные клеи и нитролаки позволяют отказаться от обвязки.
Для пайки филиграни применяют особые припои в виде металлических опилок. Обычные ювелирные припои, содержащие цинк, для этого не годятся. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой или слабым раствором буры и на влажную поверхность наносят смесь припоя с бурой.
Изделие кладут на кусок древесного угля или асбеста или слюды, которые не сгорают при пайке, и помещают в пламя горелки. Раньше скань паяли при помощи паяльной трубки, через которую вдували пламя керосиновой лампы. Теперь для этого используют газовые горелки.
После пайки изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Места стыка отдельных элементов после пайки становятся незаметными и не портят вида изделия.
Уже в эпоху античности ювелиры умели делать лёгкие изделия с ажурными узорами, в которых поражала не только минимальная толщина проволоки и потрясающая миниатюрность зерни, но и безукоризненность соединения деталей без заметных следов припоя. Русские мастера сканью владели с IX–X вв., но как раз предпочитали более надёжный вариант этой техники: «чтобы тонкие узоры по прочному фону были выложены, да зернью не скупясь присыпаны».
Каждая эпоха вносила изменения в рисунок филиграни. Самобытные традиции сохранялись мастерами разных ювелирных центров, профессиональные секреты удерживались в стенах мастерских.
Сложной художественной филигранью прославились армянские мастера. Своеобразная «бугорчатая» филигрань отличает работы татарских мастеров. В Крыму и Турции делали великолепные ажурные пояса и другие украшения в технике объёмной филиграни.
В XVIII в. Европу захватывает увлечение «китайщиной» – в моде стиль «шинуазри». Среди украшений Екатерины Великой попадаются замечательные китайские филигранные вещицы.
На современном производстве филигранные изделия по-прежнему изготавливают вручную. Однако, если раньше мастеру приходилось выполнять все изделие целиком, начиная с волочения проволоки, то сегодня операции распределены между соответствующими специалистами.
Сегодня филигрань остаётся одной из самых популярных ювелирных технологий, применяемой как в промышленном производстве, так и в авторских работах художников-ювелиров.
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке статьи ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий», Творческой фирме «Сирин», Гильдии мастеров- оружейников, мастеру-ювелиру Владимиру Минайчеву