- Звериный стиль
- Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
Авторское оружие – особый вид искусства. Это произведения малой пластики, объёмные, требующие умелого использования автором сочетаний цветовых оттенков, ритма, силуэта, пропорций, фактуры. От чувства меры автора зависит пластическая цельность всей работы. Создавая не просто нож, а объёмную композицию, мастер имеет больше возможностей для выражения себя. Всё в таком оружии «работает» на проявление его художественной сути и форма, и конструкция, и тонко подобранное сочетание материалов, и виртуозно исполненный декор. Но вместе с тем это именно оружие, а не занятный объект декоративно-прикладного искусства.
Чтобы восприятие ножа как ювелирного украшения, где клинок становится дополнением к великолепно отделанной рукояти, не возобладало над самой концепцией оружия, мастера предпочитают в минимальной степени украшать изделия драгоценными камнями. То же происходит при использовании драгоценных металлов. Так, например, для достижения большего колористического единства композиции мастер может затонировать серебро под цвет стали.
Создавая шедевр, мастер стремится к правильному восприятию изделия зрителем – не только как оружия, но и как произведения искусства. Чтобы понять и оценить такую вещь недостаточно мимолетного взгляда. Произведение мастера нужно пропустить через себя, прочувствовать, как хорошую книгу.
РОЖДЕНИЕ НОЖА
Рождение ножа – процесс сложный и трудоёмкий. Темой для той или иной композиции может послужить событие, книга, впечатления от поездки или красота пейзажа. Каждая вещь возникает в результате вдохновения, которое и порождает идею. Созданные композиции – это своеобразное отражение переживаний художника.
Мастера экспериментируют с материалами, фактурой, цветом и т. д., пытаясь поймать образ. Иногда, работая в одном жанре, мастер, как это бывает у творческих людей, вдруг пресыщается, начинает искать что-то новое и вдруг неожиданно взрывается экспрессивной работой, абсолютно для него не характерной.
На создание одной серьёзной работы мастер тратит от трёх месяцев до полутора лет. Сначала он делает эскизы-зарисовки будущего ножа. Бывает достаточно беглого наброска, ведь даже самый тщательный рисунок не может изобразить изделие таким, каким оно, в конце концов, предстанет перед своим создателем. Затем мастер подбирает материалы и начинает тщательную и упорную работу, в которой проявляются его таланты ювелира, резчика, кузнеца, гравёра, краснодеревщика, химика и обладателя ещё многих других специальностей.
По словам членов Гильдии мастеров (художников) оружейников, чтобы добиться требуемого результата, человеку нужно освоить не менее двадцати профессий. Учитывая огромный практический опыт, навыки и знания, полученные благодаря изучению оружия прошлого и настоящего, можно без преувеличения сказать, что мастера Гильдии – люди, информированные по части холодного оружия в гораздо большей степени, нежели многие работники музеев. К тому же в отличие от западных мастеров, располагающих куда большими технологическими возможностями и выпускающих при этом десятки и сотни практически неотличимых ножей, российские мастера выполняют работы в основном вручную.
Каждый предмет, выходящий из рук российских художников оружия, интересен индивидуальностью художественного замысла и безупречен по исполнению. Детали некоторых работ бывают настолько мелкими, что увидеть их можно только с помощью лупы. Иногда мастера создают оружие «с секретом», ведь хозяину приятно сознавать, что вещь, поселившаяся на столе, содержит в себе маленькую загадку, известную лишь ему одному. Например, при ближайшем рассмотрении оказывается, что листок дерева скрывает миниатюрную божью коровку, выполненную с соблюдением всех особенностей этого насекомого. А другой нож имеет потайное отделение, и чтобы его открыть, нужно отыскать скрытый рычажок и нажать на него иголкой.
Мастера применяют для отделки только натуральные материалы: благородные металлы, самоцветы и поделочные камни, редкие сорта дерева, кость, перламутр, используют разнообразные техники обработки. Большинство клинков выкованы из дамасской стали, изумительной по красоте и удивительной по своим физическим свойствам. Мастера используют в декоративном оформлении работ традиционные техники, перечисление которых можно встретить при описании музейного оружия и ювелирных шедевров прошлого: ковку, чеканку, резьбу, гравировку, литьё, инкрустацию, канфарение и пр. Как утверждают мастера, в работе по созданию оружия гораздо больше операций, чем в ювелирном деле. Нередко для воплощения замысла мастеру приходится даже изготавливать специальные инструменты, которые будут использованы для одного только конкретного ножа.
Большинство мастеров не имеют профессионального художественного образования – это мастера от Бога. Так, например, Геннадий Дмитриевич Соколов закончил военное топографическое училище и, отслужив 22 года, уволился в запас в звании подполковника. Все эти годы занимался различными видами творчества, много лет уделил ювелирному искусству, резьбе, гравировке и др. А в 1993 году, как говорится, нашёл себя в авторском художественном оружии. Сейчас Соколов – президент Гильдии мастеров (художников) оружейников – является также членом Союза художников России и Творческого Союза художников России (международной федерации художников).
При создании художественного оружия, помимо клинков собственного производства оружейники нередко используют клинки прославленных мастеров кузнечного дела – П. А. Архангельского, Ю. Саркисяна, В. Соскова, С. Лунева и др. Однако часто автор ножа сам выполняет все работы – от ковки стали до закрепки камней.
Создание художественного произведения – процесс сугубо индивидуальный. Нередко мастер, владея всем многообразием технических приёмов, предпочитает применять излюбленные, в которых достиг наибольшего совершенства, – будь то резьба или гравировка, всечка или чеканка, таушировка или оксидирование. Мало того, осваивая эти приёмы, настоящий мастер вырабатывает собственные способы работы с материалом, которые становятся его своеобразной визитной карточкой.
Ярким примером могут послужить работы Андрея Корешкова – единственного в мире мастера, использующего особую технологию многослойного (до 40 слоев!) травления по металлу. В результате выполнения многих сложных операций на клинках появляются удивительные по красоте и лиричности пейзажи, объёмная живопись с тонами и полутонами. Создать подобное чудо не удалось до сих пор больше никому, хотя, по утверждению самого мастера, нужна только хорошая оптика да твёрдая опытная рука.
Изделия мастеров Гильдии хорошо знают в среде знатоков оружия и коллекционеров. Художественная ценность их ножей, кинжалов, стилетов, шпаг и многих других видов оружия столь высока, что существуют собиратели коллекций, состоящих исключительно из работ какого-либо одного художника-оружейника.
МАСТЕР И ЗАКАЗЧИК
Мастера создают свои композиции как по велению сердца, так и под заказ. Все изделия, приведённые в изданиях Гильдии, существуют в единичных экземплярах, и большинство их уже имеют владельцев. Мастер, следуя пожеланиям заказчика, может продолжить изобразительный ряд, создать нож, сходный по образу и тематике с созданным ранее. Но копию – никогда!
Начальный этап рождения композиции – это совместная творческая работа оружейника и клиента. Порой довольно длительное время занимает создание и согласование эскизов. Задача мастера – попасть в настроение заказчика, удивить своего клиента необычной концепцией, техникой, многосложностью работы. При этом, как правило, заказчик доверяет художнику, а мастер, в свою очередь, согласно договору, оставляет за собой право в процессе работы вносить значительные изменения, сообразуясь с собственными ощущениями и чувством стиля. И это не просто прихоть мастера, который, имея огромный опыт в создании подобных композиций, может представить, как будет выглядеть произведение в реальности.
Высокий профессионализм заключается именно во взвешенном, внимательном подходе к каждой стороне работы. Ни одна деталь оружия не противоречит другой, а строго занимает отведённое ей место; каждый художественный приём или образ находит поддержку и продолжение в других элементах дизайна. Как истинные свободные художники, мастера предпочитают работать на вдохновении и сами признаются, что лучшие вещи рождаются в свободном полёте творчества. Каждая композиция – это целый мир, длящийся во времени; рассказ, имеющий множество измерений и смыслов. Изначальный творческий импульс может неожиданно для самого автора приводить к удивительным находкам.
На сегодняшний день ни в России, ни на Западе ещё не сформировался рынок современного холодного оружия. К тому же авторские изделия такого качества, как у нас, сделанные вручную, не выпускаются больше ни в одной стране. Соответственно, нет регламентируемого разброса цен. Если сравнивать работы российских мастеров, например, с изделиями, произведёнными в США, то оказывается, что художественную отделку авторских работ мастеров Гильдии отличает на порядок более высокое качество. Цены на изделия мастеров-оружейников, в зависимости от используемого материала и сложности работы, могут варьироваться от $1000 до $15 000. Насколько известно автору, самый дорогой из авторских русских ножей был продан за $25 000. Таким образом, ценовой диапазон, качество, и художественное воплощение работ художников-оружейников сопоставимы с ювелирными украшениями и интерьерными вещами класса люкс.
Наличие этого нового вида изделий вносит разнообразие в традиционный ассортимент ювелирного салона, тем самым выделяя его из ряда конкурентов. Салон по предварительной договоренности с мастерами получает возможность выкупать готовые работы с целью дальнейшей их реализации. Другой вариант: учитывая все особенности создания авторского оружия, салон заказывает (с частичной предоплатой) мастерам ряд изделий. При этом можно стимулировать у конечных потребителей интерес к формированию собственных эксклюзивных коллекций, заказывая экземпляры оружия, объединённые каким-либо признаком: сюжетами, формой, материалами, приёмами декора и т. д. Еще один способ сотрудничества: ювелирный салон, заключивший договор с мастерами Гильдии о посредничестве, предоставляет своим клиентам возможность ознакомиться с работами мастеров в электронных или печатных каталогах. А в случае заинтересованности клиента в приобретении какого-либо изделия, выступая посредником, получает комиссионные в процентах от суммы заказа.
Авторское оружие – прекрасное оружие в конкурентной борьбе!