- Владимир Ильич МОСПАН, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»: «Покупателей нужно «направить» в добросовестные магазины…»
- Губернатор Костромской области Игорь Николаевич Слюняев: «Ювелирная отрасль находится на пороге бума...»
- Наталья ПЕТРЕНКО, генеральный директор ТД «Агат»: «Мы с «Агатом» земляки»
- Александр Александрович Бассанский, председатель совета директоров ЗАО Концерн «Арбат»: «Успех – это каждодневный кропотливый труд»
- Стремление к совершенству. Безупречность в каждой грани
Пробирный надзор действует в России как государственная система с 1700 года. Российская государственная пробирная палата является федеральным учреждением при Министерстве финансов РФ. В настоящее время в ее структуру входит центральный аппарат, состоящий из руководства (руководитель и четыре заместителя) и 18 отделов, 18 государственных инспекций пробирного надзора и Московский геммологический сертификационный центр. На самые актуальные вопросы, касающиеся работы Пробирной палаты РФ, отвечает ее руководитель Владимир Ильич МОСПАН.
Владимир Ильич, какова роль Пробирной палаты РФ в развитии ювелирной отрасли России? И что Вы считаете необходимым изменить в деятельности пробирного надзора на данном этапе?
Пробирная палата России является частью государственной системы регулирования и контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в стране. От того, как эта система работает, во многом зависит развитие ювелирного рынка России. В советское время государство управляло ювелирной отраслью, контролировало и директивно регулировало ее работу. Все базировалось на тотальной государственной собственности, определении драгоценных металлов и драгоценных камней как валютной ценности и многочисленных ограничениях, с этим связанных. Сегодня в условиях рыночной экономики необходимо такое регулирование отрасли, которое обеспечивало бы создание благоприятных условий для ее развития. В дополнение к принудительным мерам, а иногда и вместо них необходимо формирование рыночных механизмов подавления таких негативных явлений, как контрабанда, «черные» и «серые» схемы работы, продажа контрафактных товаров, уклонение от уплаты налогов и т.п.
Основными задачами Пробирной палаты России сегодня, как и прежде, в соответствии с существующим законодательством являются защита прав покупателя ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; защита прав изготовителей этих товаров от недобросовестной конкуренции; защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и ИП в этой сфере и, конечно же, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства в отрасли. А кратко ответить на вопрос: «Какова роль Пробирной палаты России?» – я могу так: Пробирная палата обеспечивает баланс интересов на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, то есть его стабильность.
Что касается необходимых изменений в деятельности пробирного надзора, то, по моему мнению, реформированием только нашей работы существующие проблемы отрасли не решить. Нужно реорганизовать всю систему государственного регулирования и контроля оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Мы предлагаем следующее: на базе Пробирной палаты России и Гохрана создать Федеральную службу государственного регулирования и контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ. Эта Федеральная служба должна быть подведомственна Министерству финансов России. Необходимо передать ей все контрольно-надзорные функции в данной сфере, а также обязанности по нормативно-правовому регулированию. Нужно привлечь к ее работе специалистов ювелирной промышленности и торговли. Эта структура займется решением проблем отрасли – в первую очередь реформированием законодательства. Цель реформ: создание необходимых условий для развития добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, экспорта изделий российской ювелирной промышленности. Сегодня это может сделать только государство. Существующая же система госрегулирования, к сожалению, неэффективна.
Каковы итоги работы пробирных инспекций за январь–апрель 2010 года? Как изменилось количество изделий, поступивших в ГИПН на опробование и клеймение по сравнению с аналогичным периодом 2009 года?
Итоги работы пробирных инспекций, безусловно, зависят от того, как чувствует себя ювелирная промышленность. В январе–апреле 2010 года наметилась тенденция возврата утраченных позиций. Динамика поступления изделий на опробование и клеймение за четыре месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выглядит следующим образом: золотые изделия от российских изготовителей – рост на 33,6%; импорт золотых изделий – рост на 69,6%; серебряные изделий от российских изготовителей – рост на 19,5%; импорт серебряных изделий – рост на 34,8%. Так что наблюдается подъем во всех основных сегментах. (Подробные данные – см. в таблице 1 и таблице 2.)
Если говорить о российской ювелирной отрасли в целом, то нужно отметить, что она у нас неоднородная. Вообще, я бы сравнил ее с красивым цветком, который неожиданно вырос на развалинах. Этот цветок не удобряли, не поливали, его, наоборот, пытались затоптать или сорвать до срока вместо того, чтобы вырастить целый сад таких цветов. А такой сад реально вырастить, если создать необходимые условия: я имею в виду грамотную политику государства при умеренной жадности российского бизнеса. Наша ювелирная промышленность тяжело пережила кризис: падение по золотым изделиям в среднем составило около 40%. Однако некоторые предприятия кризис затронул незначительно, и они быстро из него вышли. Это, как правило, компании, не имевшие большой кредиторской задолженности и вовремя перешедшие на более дешевую продукцию. Однако и те, кто «провалился», сейчас уже выкарабкиваются. Я надеюсь на восстановление ювелирного рынка к концу 2010 года. Хотя существует опасность замещения отечественных изделий импортными. За последнее время импорт ювелирных товаров растет почти в 2 раза быстрее, чем российское производство.
А какие проблемы нарушают стабильность ювелирной отрасли и мешают ей развиваться?
Проведенная в 2004 году административная реформа и вступивший в силу с 1 мая 2009 года Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» установили, что функции по контролю и надзору вправе осуществлять только органы исполнительной власти. Со второго полугодия 2009 года Пробирная палата России, которая является Федеральным государственным учреждением, была ограничена в своей дееспособности по защите прав потребителей ювелирных изделий. В соответствии с Федеральным законом № 294 ФЗ мы прекратили периодический контроль ювелирных производственных предприятий и магазинов на предмет содержания драгоценных металлов в ювелирных изделиях, наличия контрафактной и контрабандной продукции в обороте. Бизнес, конечно, «кошмарить» нельзя, но также нельзя «кошмарить» и миллионы покупателей ювелирных изделий, которые сегодня оказались беззащитными перед жуликами всех мастей, поставляющими на рынок ювелирные изделия с заниженным содержанием драгоценных металлов и фальшивыми клеймами, с вредными для здоровья человека примесями. Здесь я опять возвращаюсь к вопросу баланса интересов – интересы бизнеса, государства и покупателей должны быть сбалансированы. И роль Пробирной палаты – именно в сохранении этого равновесия. Я считаю, что без периодического контроля над производством и сбытом ювелирных изделий пробирный надзор в России становится добровольным, что противоречит законодательству и способствует криминализации российского рынка. Если мы не имеем права проверить ювелирное предприятие или магазин, то что заставит компании нести изделия на опробование и клеймение? Только их собственная совесть и законопослушание, если оно есть. А если нет, то можно и не ходить, все равно никто не проверит. Прокуратура или милиция очень редко этим занимаются, это была наша обязанность, а сейчас данная функция временно приостановлена.
Проблематика обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в России не ограничивается только проблемами функционирования Пробирного надзора. Давно назрела потребность в изменении всей нормативно-правовой базы. Вот здесь я и отвечаю на вопрос: «Что нужно менять?» Мы считаем, что закон о драгоценных металлах и камнях нуждается в значительной корректировке. Изменений требует и система налогообложения, и условия поставки изделий на экспорт, и порядок наложения и величина штрафных санкций за нарушение законодательства, и многое другое. Необходима также реорганизация пробирного надзора с целью либерализации клеймения ювелирных изделий – в том числе экспортной продукции. Мы считаем необходимым усиления контроля над розничным сектором, и в этом нас поддерживают добросовестные производители ювелирных изделий. Они боятся недобросовестной конкуренции, контрабандистов и прочих жуликов, которые могут поставлять свои изделия в магазины.
Хочу еще раз подчеркнуть: целью государственного регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно стать создание условий для роста их добычи и эффективной переработки, развития ювелирной промышленности, и прежде всего роста производства конкурентоспособных в России и за рубежом ювелирных изделий. Следствием этого будет многократный рост ювелирного рынка и десятикратное увеличение экспорта.
Как Вы относитесь к проблеме признания на территории РФ системы клейм других государств? Какие изменения планируются в связи с началом функционирования Таможенного союза?
Что касается признания клейм других стран, то мы работаем в этом направлении. В настоящее время подготовлено соглашение со Швейцарской конфедерацией по взаимному признанию клейм, которые проставляются на корпуса часов из драгоценных металлов. То есть к инициативе признания мы относимся положительно, но только в том случае, если сторона в соглашении серьезная, солидная, обеспечивающая контроль над своим клеймением. Например, в Швейцарии клеймение ювелирных изделий добровольное. Поэтому мы по данным изделиям соглашение не подписываем. А вот по корпусам часов у них строгое законодательство, поэтому мы готовы подписать соответствующие документы по взаимному признанию клейм.
Что касается Таможенного союза, то без взаимного признания клейм либо выработки единого клейма реализация ювелирных изделий стран – участниц союза в РФ будет затруднительна. Ведь наше законодательство устанавливает, что эти товары должны иметь российское клеймо. Если же мы подпишем документы и признаем клеймо другого государства, то межправительственное соглашение окажется выше, чем национальное законодательство. И проблем с продажей белорусских и казахских ювелирных изделий не будет. Мы к этому относимся положительно, однако работа в этом направлении только начинается. Недавно сформированы экспертные группы, в которых будет обсуждаться вся эта проблематика.
И в заключение – ваши пожелания читателям журнала «Навигатор ювелирной торговли».
Я желаю всем здоровья и успехов, оставайтесь в любых обстоятельствах оптимистами и помните, что своим трудом вы приносите людям радость! Мы, в свою очередь, ждем от вас оригинальных и качественных ювелирных изделий, квалифицированной работы персонала и, конечно же, правового послушания, так как правовой нигилизм приводит к нарушению физического и экономического здоровья.